Т.Н. Таценко Роль советников бюргерского происхождения в реформах органов управления немецких территориальных государств XVI в.

вкл. .

1. Развитие немецкой государственности в конце Средневековья – начале Нового времени происходило на региональном, а не на общенациональном  уровне. Оно выразилось в росте и упрочении ряда крупных княжеств, за которыми в послевоенное время в немецкой историографии закрепилось название “территориальное государство”.  Этот термин отражает не только аналогии с процессами, шедшими в крупных централизованных государствах Европы. С его помощью историки хотят подчеркнуть, что опыт становления государственности в меньших по величине странах не был ущербным, но, напротив, отличался многовариантностью и своеобразием, которые заложили основы современного немецкого федерализма. 

2. Рост и упрочение территориальных государств в XVI в. в наибольшей степени выразились в реформах государственного управления, интенсивном строительстве и институциональном оформлении его органов.  При этом обозначился ряд новых принципов в их работе, характерных для институтов управления Нового времени: стабильность времени и места, централизм, работа в соответствии с нормативными актами, коллегиальность, письменое оформление управленческой  процедуры, профессионализм служащих, специализация.

 3. В течение XVI в. во всех крупных немецких территориальных государствах появились главные органы центрального управления: 1. Совет при государе как судебно-административный орган (“Hofrat”, “Oberrat”, “Regierung”, “Statthalter, KanzlerundRäte”), 2. Казначейская палата как орган финансового управления (“Schatzkammer”, “Rentkammer”, “Hofkammer”, “Kammerkollegium”), 3. Орган государственного управления церковью (“Kirchenrat”, “Consistorium”, “GeistlicherRat”). В некоторых территориальных государствах в XVI в. уже конституируется и Тайный совет (курфюршество Саксонское-1574, герцогство Баварское-1582), повсеместное распространение которого относится к XVII в.  

4. В XVI в. были заложены основы для складывания немецкого чиновничества Нового времени. Именно тогда постепенно происходит смена нерегулярно собиравшейся вокруг государя группы советников из земского титулованного дворянства на служащих, которых отныне  связывают с государем не традиционные обязательства вассала-ленника перед сюзереном, но публично-правовой договор, зафиксированный в акте о назначении на должность (Bestallung), где четко определены взаимные обязательства и права служащего и государя.

5. В XVI в. работа в структурах управления становится профессией. Распространение римского права, усложнение управленческих механизмов, задачи по созданию рациональной системы управления требовали профессионалов, в первую очередь советников с университетским юридическим образованием (“gelehrte Räte”). Профессионалы были необходимы и в сфере финансово-хозяйственного управления.

Качествам профессионалов в наибольшей степени соответствовали выходцы из бюргерства. Более гибкие, мобильные и открытые потребностям времени, чем члены дворянского сословия, состоятельные горожане посылали своих сыновей учиться в университеты. Элита чиновничества в территориальных государствах, представленная дипломированными и остепененными юристами  (канцлеры, камерсекретари, ключевые советники, судебные заседатели, адвокаты в финансовых и церковных институтах управления и т.д.) в XVI в. в своем подавляющем большинстве происходила из бюргерства. Переходя на службу от одного немецкого территориального государя к другому, квалифицированные юристы служили распространению передового правового и управленческого опыта.

Почти исключительно горожане занимали занимали ведущие должности также и в финансовых органах. Для территориального государя здесь были важны не только врожденные деловые навыки бюргерства, но и способность в случае просчетов гарантировать сохранность государственного имущества собственным состоянием.

6. К факторам, способствовавшим ведущему положению выходцев из бюргерства в институтах управления относилась Реформация, повлекшая за собой реформы в сферах управления церковными имуществами и административно-правовом устройстве церкви. Другим серьезным фактором в этом направлении было то обстоятельство, что территориальные государи подерживали ведущих чиновников из горожан, стараясь ослабить таким образом влияние дворянства, которое в своей сословной организации в большей или меньшей мере оставалось серьезным препятствием  на пути укрепления территориальной государственности.

7. Процентное соотношение численности служащих-выходцев из горожан к чиновникам из дворянского сословия  во второй половине 16 в., например, составляло: в герцогстве Брауншвейг-Вольфенбюттель 88% к 12%, в герцогстве Вюртембергском:  85% к 15%, в ландграфстве Гессенском: 65% к 35%, в герцогстве Баварском: 50% к 50%, в курфюршестве Бранденбургском: 50% к 50%. Высокий процент численности дворянских советников в Баварии и Бранденбурге отражает силу дворянства в этих государствах и зависимость территориального государя от этого сословия. Напротив, ландграфы Гессенские держали дворянское сословие под контролем, а в герцогстве Вюртембергском вообще не было земского дворянства, и местная сословная организация состояла только из куриий городов и прелатов. Все же формально высокий процент дворянства в государственном управлении Баварии и Бранденбурга не должен вводить в заблуждение: и там такие ключевые должности как, например, канцлер и глава финансового ведомства всегда замещались служащими из горожан, с другой стороны,   относительно многочисленные советники из дворян сравнительно редко посещали заседания Придворного совета.

8. Все значительные служащие бюргерского происхождения учились юриспруденции в итальянских (Болонья, Падуя), а позже, с возникновением земских университетов в Тюбингене, Виттенберге, Франкфурте на Одере, Марбурге, в немецких университетах. Многие из них имели степень доктора римского и канонического права и внесли большой вклад во внутреннюю и внешнюю политику своих государств, например: проводили модернизаторские реформы судебных органов (Dr.Sebastian Stublinger / Бранденбург,1475-1532), создавали нормативные акты для органов управления (Dr. Lampert Distelmeier / Бранденбург,1522-1588), занимались введение рациональной системы делопроизводства (камермейстер Simon Bing / Гессен, 1517-1552), проводили реформы церкви (канцлер Johannes Feige / Гессен,1482-1543),

налаживали передовую практику хозяйственных судебных споров (Dr. Johannes Feßler / Вюртемберг,1501-1572), сопровождали государя на рейхстаги, в военных походах и даже в плену (Simon Bing). Они заложили основы служебной этики чиновничества, включавших в себя, прежде всего, абсолютную преданность интересам государства.

9. Территориальные государи дорожили высококвалифицированными служащими бюргерского происхождения. Помимо установленных в актах о назначении высокой зарплаты и гарантии пенсионных выплат или доходного места по старости, были широко распространены пожалования поместий (часто секуляризированных в процессе Реформации), дарование стипендий сыновьям для учебы в университете, крупные разовые денежные выплаты. Государственная служба давала большие шансы для возвышения. В XVI в. бюргерство показывает в этом смысле большую социальную мобильность, нежели дворянство. Например, канцлер Ламперт Дистельмейер, некогда родившийся в семье простого портного, стал одним из могущественнейших служащих в курфюршестве Бранденбургском, а мюнхенский горожанин Карл Кёк дослужился до главного финансового финансового чиновника герцогства и впоследствии был анноблирован.

10. Сравнительно немногие случаи анноблирования высших служащих встречаются в XVI в., прежде всего в Бранденбурге (канцлер Вольфганг Кетвиг, камермейстер Эразм Зейдель) и Баварии (Карл Кёк). Этим было положено начало созданию слоя служилого дворянства (Dienstadel / Briefadel) в Германии. Тем не менее, слой служилого бюргерства в XVI в. оставался довольно замкнутым, его члены почти не вступали в браки с представительницами дворянства. В Гессене и  особенно в Вюртемберге этот слой обладал необыкновенно развитым чувством самосознания и достоинства, которое не уступало высокой сословной самооценке дворянства. Бюргерские кланы в государственном управлении Вюртемберга, Гессена и отчасти Бранденбурга контролировали распределение служебных должностей среди ограниченной группы связанных между собой родственными узами семей городского патрициата.

11. XVI в. – эпоха бюргерства в сферах управления территориального государства. Служащие бюргерского происхождения были  инструментом и опорой реформ управления, состоявших в модернизации и строительстве государственных институтов Раннего Нового времени.