Празднования

вкл. .

Народные увеселения

Как не побывать Русскому человеку на горах, как не поглазеть на паяцев! Прежде нежели простолюдин решится войти в балаган, илилитография масленица 1858 покататься в лодочке, под музыку, он несколько раз и даже в продолжение нескольких дней обойдет вокруг площади, щелкая орешки, и останавливаясь перед балконом каждого балагана, с которых паяцы приглашают почтеннейшую публику посмотреть дивные штуки и фокус-покусы во внутренности балагана. Всеизменящее время изменило и характер народных забав в течение двадцати лет. С гор катаются теперь немногие, а качелей вовсе невидно. Вместо круглых качелей теперь строят великолепные павильоны, в которых устроены лодки, или род колясочек. В самой средине, на основании и под крышею поставлен столб, с железными наконечниками. Внизу, под мостом, вертят этот столб, а к нему прикреплены лодки, или колясочки, которые и вертятся вокруг. В иных павильонах, пред рядом лодок и колясочек, устроено подобие паровой машины, внутри которой стоит самовар, доставляющий трубе пар и дым. Катаются детки, их нянюшки, горничные, служители различных разрядов, от сибирки до ливреи, и веселые парни из рабочего сословия.

Пока машина вертится, играет музыка, в иных павильонах поют песенники, а на наружной части павильона паяц или несколько молодых людей и молодых женщин, в фантастических костюмах, танцуют польку или просто прыгают. Вокруг павильона, на площади, стоит густая толпа зрителей. Чтобы рассмотреть эту толпу, паяцу и его помощникам и помощницам не надобно издерживать много остроумия. Стоит только упасть, будто ненарочно ударить соседа, а тому покривиться, будто от боли – или только высунуть язык-чтобы произвести общий хохот. Шутки и прибаутки паяцев почтеннейшая площадная публика слушает с напряженным вниманием и с улыбкою на устах, а когда раздается грузное словцо- его сопровождает хохот. Балаганы построены в линию, в следующем порядке: от временного забора вокруг строящегося Исаакиевского Собора, крайний балаган братьев Пози и Детроа, в котором механический театр с участием обезьян в представлениях. Потом панорама, чего – не знаем, потому что не видели. Далее зверинец г. Зама, который посещает круглый год и неплощадная публика. Потом балаган, в котором на огромной вывеске, люди стоят один на другом., верх ногами. Тут десять человек Африканских Кабилов, под руководством Мамента Беизаита предпочли забавлять Европейцев своею ласковостью, вместо того, чтоб бесполезно драться с Французами в Африке. За Кабилами Детский Театр Марионетое, древнейшим народным увеселением западной Европы, о котором писали знаменитые Французские писатели, и между прочим Карл Нольде, страстный любитель марионеток или кукольного театра. Потом огромный балаган Легата. Тут представляются пантомимы. Братья Легаты давно уже передали свое заведение другому лицу, а теперь оно в третьих руках, но характер пантомим сохраняется тот же. Пантомимы занимательные, и их, право, стоить видеть. Кто любит виды различных городов, тому смело рекомендуем балаган, который называется Китайская Панорама. Тут виды Европейские и Азиятские, весьма хорошие и в большом числе. Почему панорама называется Китайскою? Потому, что теперь масляница!

Одна панорама уже есть, следовательно, другую надобно было отличить чем-нибудь, и как весь народ теперь кушает Китайский чай, то и панорама называется Китайскою.  А вещь в самом деле хорошая! – За Китайской панорамой большой балаган Гг. Орбана и Казановы (№ 4 против самого Невского проспекта). Мы уже говорили об ученых обезьянах и пуделях, которые привлекли всю Петербургскую публику в Пассаж. Теперь эти обезьяны и пудели, с принадлежащими к их представлениям Корсиканскими лошадками – в балагане, и все могут их видеть и удивляться вместе с нами столько же ловкости обезьян и пуделей, сколько необыкновенному терпению их хозяев, которые научили их всем почти невероятным штукам.

Северная пчела. 1853. № 46. 26 февраля.