Новая железная дорога от Коломны до Рязани

вкл. .

Kolomna-RyazanВчерашний торжественный день был ознаменован открытием железной дороги от Коломны до Рязани. Не много более двух лет тому назад, 20 июля 1862 года, был открыт первый участок этой дороги, от Москвы до Коломны. Тогда дорога называлась еще Московско-Саратовской, хотя акционерное общество, ее строившее, не имело уже никакой надежды довести ее до Саратова. Его ходатайство об освобождении от обязанности продолжать стройку повело к соглашению, на основании которого уступленная Обществу линия ограничена Рязанью, железная дорога получила наименование Московско-Рязанской, а для сооружения участка от Коломны до Рязани выпущены пятипроцентные облигации, помещенные заграницей очень успешно, -если не ошибаемся, по 89 за сто. Таким образом, капитал занят с небольшим, но 5, 5 %. Употребление его в дело шло по-видимому еще успешнее. Припостроении участка от Москвы до Коломны расходы были очень велики. Проведение дороги городом Москвой, некоторые инженерные промахи, в особенности неудачная дамба в Нерле, наконец, значительные общие расходы по управлению легли большой тяжестию на этот участок. Для продолжения пути условия были благоприятнее; опытность, которую приобрело компанейское управление, дало ему возможность строить гораздо экономнее, и в участке между Коломной и Рязанью верста обошлась вдвое дешевле, чем между Коломной и Москвой. Она обошлась бы еще дешевле, если бы не мост через Оку, который будет стоить около 800 тысяч рублей. Постройка этого моста поручена на хозяйственном основании г-ну Струве, инженеру, имя которого почетно называлось уже при построении участка от Москвы до Коломны; все дает право надеяться, что мост будет сооружен дешево, прочно и к тому же ранее означенного срока; как полагают, движение по нем будет открыто с 1-го января.

Нельзя не порадоваться успешному ходу работ по участку, ныне открытому; нельзя не поздравить Москву с новым рельсовым путем, примыкающем к ней. Но открытый ныне участок указывает на необходимость дальнейшего продолжения линии, если не до Тамбова, то по крайней мере, до Козлова, или если не до Козлова, то хоть до Ряжска. Без этого продолжения путь из Коломны до Рязани не имеет значения. Он идет вдоль по течению Оки; пока он останавливается в Рязани, он только делает конкуренцию Оке и преимущественно у ней отбивает работу. Такой ли у нас избыток в путях сообщения, чтобы строить железные дороги для конкуренции с реками? А между тем ни один участок от Коломны до Рязани подходит под это замечание. Вся дорога из Риги в Витебск идет вдоль по течению Западной Двины, связывая местности, которые и так уже были достаточно связаны. Подобные пути могут приобрести важное значение для народного хозяйства только в том случае, если выйдут из бассейна реки, которой течению следуют, и свяжут с ним местности, лишенные удобств водного сообщения. Как рижско- витебская дорога требует продолжения вглубь центральных губерний, так точно и дорога московско-рязанская самим существованием приглашает к проведению рельсового пути далее на юго-восток по направлению к Тамбову.

Можно ли, однако, желать скорейшего построения железных дорог в этих двух направлениях? Увы! Настоятельная необходимость велит отложить исполнение этих желаний до будущего времени. Нам предстоит прежде построить линии гораздо более важные, оставивишиеся не начатыми вследствие стечения разных неблагоприятных обстоятельств.

Московские ведомости. 1864. № 189