Нам пишут из...

вкл. .

Вот что нам пишут из Земли Войска Донского. Там около Рождественских праздников, в хуторе Плетневом, появились наезжие глазные лекари; один из них персиянин Мирза Косим Бабаханов, а другой, помощник его, кавказский армянин. Молва о их искусстве в лечении глазных болезней прошла по всему калмыцкому кочевью и окрестным хуторам, селам и донским станицам. Со всех этих мест везли к лекарям кривых и слепых; лекаря осматривали их, давали лекарство, и, получив вознаграждение от пяти до двухсот рублей серебром, утешали своих пациентов обещаниями, что через месяц или два они совершенно будут здоровы. Лечат они не всех подряд, а лишь подходящих под их искусство: так что по-видимому незначительные катаракты они признают неизлечимыми, а десятилетнюю и более старую слепоту берутся совершенно излечивать, говоря, что чем старше болезнь, тем ее лучше лечить. Впрочем, заезжие артисты берутся за излечение других болезней; так например, одного хуторянина, страдавшего болью сердца, сии брались вылечить таким образом: мы, -говорят, - вскроем твою грудь и вынем оттуда твою болезнь; а другому предложили снять череп с головы для того, чтобы очистить нарост с мозга, производящей, будто бы у него головную боль. Предложения эти, конечно, не были приняты; но это не помешало лекарям приобретать все большую и большую популярность между окрестными жителями.

Этой популярности не мало помогало и то обстоятельство, что один чиновник  на Нижнее-Курмоярской станице, пользующийся в среде хуторян, как человек письменный, некоторым авторитетом, выставлял заезжих лекарей не как шарлатанов, а как лиц, посланных самим Богом для облегчения человеческих страданий. «Нам, говорил он, нужно платить не десятки, а тысячи рублей». К сожалению, такое лестное мнение о лекарях почтенного чиновника Нижнее-Курмоярской станицы не оправдалось, ни один из лечимых персиянином субъектов не получил облегчения, а многие, видевшие до лечения плохо, в настоящее время совсем ослепли. По словам самого персиянина, он уже несколько лет ездил по Крыму и Астраханской губернии, а теперь, пробыв в земле войска Донского, отправился в последних числах по дороге в Москву, что не мешает знать обитателям нашей столицы на случай его появления.

Русские ведомости. 1868. 21 марта 

Коломна

Вот уже несколько месяцев в Коломне и ее окрестностях слышится только и толков, что о грабежах и воровстве. Жители города в постоянном страхе. Лишь только смеркнется, ходить даже по большим улицам боятся. Рассказывают, будто бы начальник городской полиции сам просил (в особенности дам), не выходить из дому позже шести часов вечера. Недобрые люди проникают в дома лучших обывателей. К одному священнику является ночью неизвестный человек, и просит его идти с требой; он назвал прихожанина, к которому надобно идти. Священнику почему-то не рассудилось отправиться тот час же. Утром он является, но узнает, что в священнике никакой нужды не было, и за ним не посылали. К другому, тоже духовному лицу, является вечером изящно одетый господин. Выдавая себя за известного московского купца, он рассказывает, что приехав в Коломну по делам, забыл дома деньги. «Позвольте мне у вас попросить 5 руб., чтоб заплатить за место на железной дороге». Духовное лицо естественно отказало в просьбе; тогда неизвестный господин уходя сказал: «ну, если так, мы скоро с вами увидимся, и вы пожалеете». Эти слова заставляют предполагать, что намерения неизвестного господина не очень чисты.

Но бывают мошенничества крупнее. Редкий степной обоз благополучно проезжает в ночное время городом и за городом. Степнячки частенько оставляют овса и муки воз – два и три в руках смелых мошенников. Недавно носились слухи, что у одного богатого коломенского «фабриканта даже из конторы похищено около 20 тысяч деньгами и процентными бумагами. Были и другие подобные кражи, взломы, грабежи. А шубу и шапку снимут в городе даже с некоторой учтивостью.

Причина, почему воровство не прекращается, можно думать, заключается, главным образом, в недостаточном количестве нижних полицейских чинов. Почти на 17 тысяч жителей существует всего каких-нибудь 30 человек. К удивлению, городская наша дума далеко у нас не лишена средств, и все-таки до сих пор не принимает никаких мер к увеличению полицейского состава.

Современные известия. 1868. № 24. 25 января

 

Нам сообщают, что хотя в Ельце и считается 26 505 человек, вследствие чего можно было бы ожидать от него некоторого общественного развития, но, несмотря на то, здесь царит полный умственный застой и мозги не шевелятся. Устроились, например, семейные вечера. В первый вечер явилось семь дам (число по апокалипсису, символическое) и ни одного кавалера. Потом уже поздненько, явился какой-то местный франт, раздушенный и разпомаженный, но как увидел, что он единый на потребу, то с испугом скрылся неизвестно куда. Это сочтено было признаком недобрым, тем более, что в одном раскольничьем скиту в книге под названием Степенной, вычитано было, что незадолго до света преставления, явлены будут людям некоторые отличительные признаки его близости, например, наступит время, когда семь жен будут искать одного мужа и не обрящут. Кстати же в Ельце начала уже бегать под самым носом чугунка, и она многими здешними толкователями понимается за огромного змея с хвостом огненным, прокладывающего путь уже народившемуся в мире антихристу.

Современные известия. 1868. №320. 20 ноября