Броненосный корабль "Петр Великий"

вкл. .

043

Нам пишут из Кронштадта, что вчера, в четверг, 3-го октября, происходила первая проба в море механизма нового броненосного корабля «Петр Великий». Пробе этой предшествовали еще две другие в то время, когда корабль еще находился в гавани, на швартовых. Вчера, 3 октября корабль первый раз вышел на рейд, но, к сожалению, погода мало благоприятствовала пробе – дул слишком слабый западный ветер и море было почти спокойно, так что броненосный корабль не мог выказать своих морских качеств. Вытянувшись за гавань, корабль отшвартовался у бочки. В исходе десятого часа к нему подошел прибывший из Петербурга пароход «Нева» с генерал-адъютантом А.А. Поповым и в 10 часов корабль, отдавши швартовы, и в десять часов корабль, отдавши швартовы, пошел в море под конвоем парохода-фрегата «Рюрик».

При 38 оборотах винта в минуту, корабль имел ходу до 7 узлов, или 13 верст в час. машина работала исправно. Температура воздуха, как в машине, так и в кочегарных отделениях, была сравнительно умеренная 25-27 градусов по Реомюру. Пар все время держался ровно и среднее давление его в котлах было около 36 фунтов. Подойдя к выходу, между фортами на корабле стали прибавлять ход и около половины первого довести число оборотов до 57. Брошенный в это время лаг показывал скорость хода более 12 узлов или 21 версты в час. К сожалению, совершенно непредвиденная случайность помешала продолжению опытов. У левого винта послышался глухой стук, вследствие чего вынуждены были остановить машину и осмотреть машину. При чем обнаружилось, что одна из лопастей винта немного согнулась. О причине повреждения теперь нельзя судить, но корабль вернулся в Кронштадт и войдет в гавань для осмотра винта. По исправлении поврежденного винта корабль, вероятно, опять выйдет на пробу, если только не помешает позднее осеннее время. Броненосный корабль «Петр Великий», спущенный на воду 15 августа 1872 года, строился по чертежам генерал-лейтенанта  А.А. Попова. Судовой корпус корабля коробчатой постройки (диною 333 фута и шириною до 63ф. 3 дюймов), имеет двойное дно и покрыт броней, спускающейся на 6 футов ниже ватерлинии и возвышающейся над ней на 3 фута. По середине корабля, на протяжении около 160 футов, находится броневой бруствер, вышиною от воды на 10ф. 3 д. и продолжающийся в виде легкой надстройки тонкого листового железа до самого носа. Выше бруствера находятся две башни, в которых будут помещены 4 громадные 12-дюймовые нарезные орудия, по два в каждой башне, так что общее возвышение дула орудий над водой достигает 14 футов и орудия эти будут иметь полный круговой обстрел.

Броня «Петра Великого» состоит из двух рядов: верхнего, идущего по ватерлинии и выше, толщиною в 14 дюймов на 10-дюймовой тиковой подкладке, и нижнего, под водою, в 12 д., на 12-дюймовой же тиковой подкладке. К оконечностям судна толщина брони уменьшается до 9 дюймов для верхнего и 8 дюймов для нижнего пояса. Как верхняя палуба, так и бруствер бронированы для защиты от навесных выстрелов. Механизм судна, строившийся в Петербурге на заводе Берда, состоит из машины в 1,400 номинальных или в 10,000 индикаторных сил и должен сообщать кораблю при полном ходе, скорость до 15 миль в час. Самые двигатели состоят из двух винтов, каждый с тремя поворотными лопастями, диаметром в 17 ф. 6 д. Это новое броненосное судно нашего флота, принадлежа к типу низкобортных брустверных судов, не имеет в настоящее время себе противника среди флотов других наций.

Внутренние новости // Голос. 1874. 5 октября