Реформы образования

вкл. .

Россия разделена на 6 учебных округов, в центре учебного дела каждого из них должен стать университет, в связи с ним - общеобразовательные средние школы по губернским городам, а ниже - подготовительные школы, уездные и народные: цельная система единой, общеобразовательной  и всесословной школы.

 Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990. С. 177.

 

Суть реформы просвещения Александра I заключалась в создании стройной государственной системы образования во главе с Министерством народного просвещения. В ведение министерства были отданы Академия наук, университеты, средние и низшие учебные заведения, типографии, библиотеки. Империя разделялась на шесть учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский и Харьковский). Устанавливалось четыре вида учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища и университеты.

Каждый губернский город должен был иметь свое губернское училище или гимназию, уездный город — уездное училище, приходские училища организовывались на один или два церковных прихода. Центром системы образования становились университеты. В трех округах они уже существовали: в Москве (1755 г.), Дерпте (1802 г.), Вильно (1803 г.), а в трех других вскоре были учреждены: в Казани (1804 г.), Харькове (1805 г.), Петербурге (1819 г.). На университеты возложили руководство административной, хозяйственной и учебной деятельностью всех учебных заведений округа. В частности, учебной жизнью заведовал особый училищный комитет, состоящий из профессоров университета.

Таким образом, сложилась следующая административная вертикаль системы просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, который представлял интересы университета и округа перед министром просвещения. Непосредственно попечителю подчинялись ректоры университетов, ректорам — директора губернских гимназий, которые, кроме того, являлись директорами уездных училищ, а руководитель последних — смотритель, в свою очередь, был начальником приходских училищ в своем уезде.