Реформы в области железнодорожного строительства

вкл. .

Р.А.Белоусов

Особое значение для модернизации народного хозяйства России имели небывалые масштабы железнодорожного строительства, главным конструктором и финансистом которого выступил С.Ю. Витте. Это была настоящая технологическая и экономическая революция не только в сфере транспорта, но и в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Если Петр I военной силой прорубил «окно в Европу», то Витте без войны проложил через Сибирь и Дальний Восток надежный магистральный путь к Тихому океану, в Азию, в том числе в Китай и Японию. По существу это был один из элементов становления новой цивилизации в России, во многом изменивший образ и качество жизни ее населения. Разнообразная деятельность в сфере железнодорожного транспорта сформировала Витте как крупного хозяйственника и организатора. Он же, со своей стороны, удвоил протяженность железных дорог и значительно улучшил качество.

Белоусов Р.А. Предисловие / Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. / С.Ю. Витте. М., 2002. Т. 1. Пути сообщения и экономическое развитие России. Кн. 2, ч. 1. 2004. C. 22.

Б.В. Ананьич и Р.Ш. Ганелин

Вышнеградский и Витте взяли курс на усиление государственного влияния в железнодорожном хозяйстве и сосредоточение в государственных руках доходов от железных дорог. С 1889 г. была введена система государственного регулирования хлебных тарифов, были введены дифференциальные тарифы. Стоимость провоза товаров по железным дорогам ставилась в зависимость от расстояния. Она была тем меньше, если не абсолютно, то относительно, чем больше было расстояние. Эта политика привела к унифицированию тарифной системы, открыла возможности для экономического развития окраин, вывоза за границу дешевых продуктов, часто, впрочем, в ущерб центру. <…> Естественно, что новая тарифная политика встретила сопротивление со стороны и земельных собственников центральных и западных губерний, и владельцев железнодорожных обществ. Но энергичными действиями Витте оно было сломлено. <…> В проведении своей железнодорожной политики в конце 1880-х – начале 1890-х годов Витте и Вышнеградский опирались на поддержку «Московских ведомостей».

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю. Витте и его время. СПб., 1999. С. 47-48.